356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
По моему мнению, воспитание всегда должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании заключается в управлении ребёнком, который строится на глубоком знании черт его личности и условий его жизни. Индивидуальный подход подразумевает адаптацию методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребёнка для того, чтобы достичь ожидаемый уровень развития личности. Именно в таком подходе особенно нуждаются «трудные» дети, так называемые неуспевающие школьники, а также дети, с чётко выраженной задержкой развития.
Кто же такие «трудные» дети? К трудным детям относят обычно тех, для которых характерны определенные отклонения в нравственном развитии, отрицательные формы поведения, недисциплинированность. А это всё затрудняет нормальную организацию учебно-воспитательного процесса. «Трудные» дети – результат педагогической ошибки, ошибки воспитания, в котором был игнорирован принцип индивидуального подхода, дети, к которым вовремя не применили мер коррекции их личности. Это дети, у которых не сложились отношения с педагогом, которые не нашли своего места в коллективе и адекватных способов самоутверждения в нем. «Трудный» не значит «плохой». «Трудный» - это ребёнок, который требует особого внимания воспитателя и коллектива, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.
Индивидуальный подход требует чуткого и тактичного отношения воспитателя к ребёнку, умения предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он предполагает использование воспитательных мероприятий, строго соответствующих не только особенностям личности ребёнка, но и ситуации и состоянию, в котором ребёнок в данное время находится. При этом эти мероприятия должны давать максимальный воспитательный эффект.
Самая многочисленная группа - педагогически запущенные дети. Причины неуспеваемости детей: непосильный для конкретного ребёнка объём знаний; несовершенство способов и методов обучения; неправильно сформированные или вообще несформированные у ребёнка положительные мотивы учения, навыки учебной работы и необходимые волевые качества. Когда ребёнок становится трудным? Если происходит наложение негативных внешних факторов (аморальное поведение взрослого окружения, отрицательное влияние окружения сверстников), неуспешности в школе и равнодушного отношения учителей, отрицательного влияния внутрисемейных отношений. То есть, ребёнок находится в зоне активных отрицательных влияний.
Поэтому педагогу прежде всего необходимо очень хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях воспитанников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.
Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу!
Воспитатель ОРС
Пономарева Е.В.