Дата государственной регистрации 25 июля 2002 г.                                                                                                           Мобильная версия

 

 

 

 

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Буденновский 

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А

Поиск по сайту

Режим работы

ОТДЕЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТАЕТ В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ

 

СОЦ СЕТИ

   

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Формирование общения у детей 5-6 лет

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека

           Говоря о роли общения в развитии личности ребенка, хочется подчеркнуть, что в процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, эстетические чувства и складывается характер.         

            Развитие общения у детей осуществляется в двух направлениях:

– общение с взрослыми;

– общение со сверстниками.

            К 5-6 годам у детей  существенно меняется отношение к сверстникам. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

            Однако наряду с этим у детей появляется умение видеть у сверстников не только промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников.       Дети 5-6 лет собираются в небольшие группы (по  2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Ему необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.           

Так же к 5-6 годам у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п.             

К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится».

           Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Огромную роль в развитии навыков общения у детей 5-6 лет играют грамотно организованные познавательные игры.

         Педагогические  требования к организации     познавательных игр:

  1. Внимательно относиться  к детским вопросам, накапливать их;
  2. Учить детей задавать вопросы ,открывать новые стороны в исследуемом

объекте,  проблеме, явлении.

  1. Не оценивать детские вопросы как "плохие - хорошие", "умные - глупые","правильные – неправильные ", а радоваться любым  вопросам и рассматривать их как положительный факт; это помогает не снижать

самооценку ребенка;  

  1. Предпочтителен демократический стиль общения с детьми, когда они не

     боятся  задавать вопросы ,  не боятся выглядеть глупыми.

          Педагогические  (воспитательные) возможности  познавательных игр   могут  быть реализованы при  соблюдении следующих методических  условий:

  1. Ребенок должен  быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации познавательных игр: в их планировании, поиске  информации, осуществлении, анализе и оценке.
  2. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, чтобы  игровой мотив менялся на познавательный,  необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске.
  3. Чтобы игры приобретали развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы образовательной программы.
  4. Необходимо учесть и психологические особенности дошкольников 5-6 лет, придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное оформление, новизну и необычность информации.
  5. Весьма важно при организации познавательных игр опираться на интересы детей. Учитывать  потребности, жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за  их насущными  интересами. В этом случае деятельность детей приобретает     для      них     личностный    смысл,   становится    личностно  

значимой.

6.  Сила влияния  игры в ее   привлекательности,     необязательности,  поэтому -  никакого  принуждения,    насилия,    авторитарности. Позиция  воспитателя  в игре – позиция  советчика, друга, старшего товарища,   координатора. Направленность его воздействий:

- не    принудить, а увлечь;

- не убедить (хотя и это неплохо ),  а заинтересовать, восхитить;

 - не разъяснить, а открыть ,инициировать активность  самих детей.

      Проводя познавательные игры, педагог  ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с  его  педагогическими задачами.

     

Проблема развития навыков общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, нравственных критериев в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому внимание педагогов  должно быть уделено формированию и развитию навыков общения детей 5-6 лет.

 

Воспитатель ОСР                                                                 

О.И. Фисунова

Версия для слабовидящих

 

 

 

Праздники России

Праздники России

Вместе против коррупции

Свободные места

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Буденновский СРЦН «Искра»

 

Мощность отделения социальной реабилитации – 24 койко-мест.

На 16.04.2024 г. общее количество несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании составляет – 27 человека.

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации – 0.