356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
Работа с несовершеннолетними, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства строится согласно методическим рекомендациям разработанным МТ и СЗН и на основании Закона Ставропольского края от 11 ноября 2010г. №94–кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства» и постановления Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010г. № 454-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства».
Оказание психологической помощи несовершеннолетним осуществляется специалистами государственных учреждений Ставропольского края бесплатно на основании обращения несовершеннолетнего, его законных представителей, а также сообщения органов дознания, органов предварительного следствия, суда или иных органов и лиц об участии несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве.
Работа в учреждении СРЦН «Искра» по организации психологической помощи несовершеннолетним признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства осуществляется в три этапа:
1 этап – получение информации о несовершеннолетнем, нуждающимся в оказании психологической помощи, из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Будённовску и Будённовскому району.
Данная информация содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения потерпевшего. Информация о преступлении, совершённом в отношении несовершеннолетнего; место жительства, место учёбы, номер телефона несовершеннолетнего, а так же фамилии, имена, отчества его родителей или законных представителей; адрес проживания, место работы, номер телефона. По результатам анализа полученных сведений, педагогом - психологом запрашивается недостающая информация о несовершеннолетнем в органах образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения.
2 этап – сбор информации и изучение ситуации непосредственно в семье несовершеннолетнего и его социальном окружении.
Педагог – психолог осуществляет социальную диагностику ситуации несовершеннолетнего, сбор социально – психологического анамнеза.
Изучается ситуация в семье несовершеннолетнего (характер взаимоотношений, стиль воспитания, семейные правила, история семьи, социальная история развития несовершеннолетнего и его психологические особенности, ближайшее социальное окружение несовершеннолетнего ( родственники, одноклассники, соседи);
В процессе работы проводится анализ полученной информации и оценивается имеющиеся ресурсы.
По результатам анализа проведённой работы информация рассматривается на заседании психолого - педагогического консилиума с целью определения текущих, а так же долговременных задач для проведения реабилитационной работы с несовершеннолетним, разрабатывается индивидуальный план оказания психологической помощи несовершеннолетнему.
3 этап – социально – психологическая реабилитация несовершеннолетнего включает в себя непрерывное систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи. На данном этапе уделяется большое внимание своевременному выявлению ситуаций психического дискомфорта, межличностного конфликта и других факторов, способных усугубить трудную жизненную ситуацию несовершеннолетнего и его семьи.
По мере необходимости оказывается консультативная, экстренная психологическая помощь несовершеннолетнему и его ближайшему окружению. Проводится работа на снижение острого эмоционального состояния и последствий психотравмирующей ситуации, работа с актуальным состоянием несовершеннолетнего и его семьи, ослабление или предотвращение напряжённости в детско-родительских, межличностных отношениях, формирование у несовершеннолетнего личностных гуманистических ценностей, посредством создания социально позитивного пространства. Оказывается помощь/ посредничество в восстановлении утраченных социальных контактов, восстановление недостающих/ отсутствующих детско – родительских контактов у несовершеннолетнего, социально – психологическое просвещение родителей или законных представителей несовершеннолетнего о возрастных и психологических особенностях развития личности, причинах, способствующих формированию нарушений в личностном развитии. Оказание помощи несовершеннолетнему и его семье в проживании психотравмирующих стрессовых ситуаций, определение жизненных перспектив, содействие семье в обеспечении необходимого уровня жизнеустройства несовершеннолетнего и защите его прав.
Основанием для завершения реабилитационной работы с несовершеннолетним является:
- осуществление поставленных целей и задач реабилитационной работы;
- нормализация ситуации у несовершеннолетнего и его семьи;
- достижение совершеннолетия;
- перемена места жительства за пределы г. Будённовска и Будённовского района.
Информация о ходе работы с несовершеннолетними направляется по запросу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также об окончании работы с несовершеннолетним – в течение 7 дней со дня окончания работы, в информации указывается результат проведённой работы.
С уважением педагог-психолог Красичкова Е.Н.