Дата государственной регистрации 25 июля 2002 г.                                                                                                           Мобильная версия

 

 

 

 

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Буденновский 

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А

Поиск по сайту

Режим работы

ОТДЕЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТАЕТ В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ

 

СОЦ СЕТИ

   

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Страничка психолога

Факторы, влияющие на детско-родительские отношения

Очень часто в сфере детско-родительских взаимоотношений происходит то, что в подростковом возрасте ребенок переживает подростковый бунт: это выражается в стремлении к уничтожению авторитета родителей и взрослых, игнорировании их требований и правил. Данные тенденции являются в определенной степени нормой для этого возраста, так как на каждом этапе возрастного развития происходит разрешение определенных возрастных задач, возникающих перед ребенком. В подростковом возрасте это процессы связаны с формированием и построением границ своей личности, формированием своего собственного Я, способного свободно и независимо функционировать в обществе. Успешность прохождения данного возрастного этапа является залогом формирования здоровой автономной личности. Возможность благоприятного течения возрастного кризиса в значительной степени зависит от особенностей семейной системы подростка, а также особенностей воспитательной ориентации его родителей. Налаженные отношения с ребенком, способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с ним, доброжелательное и уважительное отношение к его личности, стабильность и последовательность воспитательных мер родителей - все это является залогом, надежным тылом при вступлении ребенка в кризисный возрастной период. При отсутствии условий для благоприятного прохождения возрастного кризиса ситуация в семье может принимать крайние формы. Например, ребенок категорически перестает ходить в школу, оставаясь по несколько лет в одном классе, начинает вести свой отдельный от семьи, чаще ночной образ жизни, проводя большую часть времени в компании сверстников за пределами дома и в неизвестных родителю местах. Родители теряют любые рычаги управления поведением подростка: скандалы, угрозы, запреты и ограничения, мольбы, уговоры, попытки подкупить не оборачиваются успехом – ребенок становится «потерянным» для родительского влияния и контроля.

На потерю  родительского авторитета могут влиять следующие факторы:

- Состав семьи. Описанная динамика поведения подростка, чаще возникает в неполных семьях.  Ситуация усугубляется после развода родителей, когда воспитанием, материальным обеспечением, образованием, организацией досуга приходится заниматься одному из родителей, а другой превращается в «родителя выходного дня» или вовсе постепенно самоустраняется от воспитания, перекладывая всю ответственность на плечи бывшего супруга (супруги). Из-за такой порой непосильной нагрузки родитель может потерять контакт с ребенком и полностью погрузиться в решение бытовых и материальных задач семьи. Такое вынужденное попустительство может спровоцировать чувство вины у родителя и попытки компенсировать его материальными благами, которое может принимать форму вседозволенности и подменять искренний эмоциональный контакт и привязанность в диаде «родитель-ребенок».

 -Нарушение взаимоотношений между супругами. Конфликтующие родители, не имеющие в своем арсенале конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций,  а также родители, привыкшие к громким выяснениям отношений, могут использовать детей в своей войне, как средство манипуляции друг другом. Такие родители выносят конфликты в сферу воспитания и играют в свои психологические игры, вовлекая в них детей. Ребенок, наблюдая это, научается извлекать свои выгоды и занимать поочередно одну (наиболее выгодную в конкретный момент) из противоборствующих сторон.

-Воспитательная непоследовательность родителей, понимаемая как отсутствие целостной и структурированной системы требований и санкций, регулирующих с раннего возраста поведение ребенка. Непоследовательные родители ведут себя крайне непредсказуемо: то, что ребенку было нельзя вчера, сегодня становится можно, без каких либо обоснований; тотальный контроль и гиперопека соседствуют с попустительством и безразличием со стороны родителя. Ребенок считывает такие сигналы и поведение родителя как проявления «настроения» и научается лишь выжидать подходящий момент, чтобы добиться своего. В такой системе воспитания, у ребенка не сформируется авторитет родителей, и он не сможет доверять им, так как то, что говорит родитель сейчас, расходится с его мнением и поступками позже. Непоследовательность и хаотичность воспитательного воздействия, непредсказуемость для ребенка, а также тенденция к полярным и противоречивым посланиям являются ключевым моментом в потере родительского авторитета и влияния, плоды которого расцветают пышным цветом как раз к периоду подросткового возраста.

Огромное значение для создания в семье предпосылок благоприятного прохождения подросткового кризиса имеет отношение родителей к личности ребенка: его чувствам, особенностям его характера, к его способностям, потребностям и желаниям. Если родители склонны высмеивать особенности ребенка, его чувства, если они дразнят и смеются над его промахами и неудачами, избыточно его критикуют, а достижения и достоинства обесценивают, то ребенок может затаить обиду и злость, и все это также будет способствовать разобщенности и потери контакта и в подростковом возрасте.

-Контроль и гиперопека. Тотальное ограничение свободы ребенка, подавление его воли и самостоятельности могут усиливать проявление бунтарности в подростковом возрасте и доводить до крайности желание освободиться от родительского давления, приводя к необдуманным и рискованным поступкам, целью которых является стремление уничтожить тотальный контроль и всепроникающее родительское влияние.

Конечно, в подростковом возрасте уже сложно повернуть ситуацию вспять и превратить бунтующего и бесконтрольного подростка в того маленького послушного мальчика или девочку, каким он был раньше. Поэтому чтобы предотвратить крайние формы сепарации и подросткового бунта, родителям стоит создать все необходимые предпосылки и условия для благоприятного преодоления кризисных этапов в жизни ребенка, начиная с самого раннего возраста. Такими предпосылками являются:

- последовательность и предсказуемость воспитательной системы родителей, ее открытость и обоснованность для ребенка;

- согласованность и целостность взглядов родителей на процесс воспитания;

- способность уважительно относиться к ребенку, адекватно оценивать его достоинства и недостатки; способность слышать, быть в контакте, создавать отношения, основанные на эмоциональной близости и доверии;

- поощрение самостоятельности и инициативы ребенка.

Все это является залогом хороших взаимоотношений, и позволит сохранить контакт  с ребенком, преодолеть все трудности при возникновении любых жизненных кризисов.

 

 

 

 

Педагог-психолог

отделения СДиСП

А.А. Белявская

 

Версия для слабовидящих

 

 

 

Праздники России

Праздники России

Вместе против коррупции

Свободные места

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Буденновский СРЦН «Искра»

 

Мощность отделения социальной реабилитации – 24 койко-мест.

На 16.04.2024 г. общее количество несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании составляет – 27 человека.

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации – 0.