356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
Тема потери близкого человека – одна из самых сложных для разговоров с детьми. Когда ребенок начинает задавать вопросы о смерти, уход от разговора может вызвать у ребенка чувство отверженности, тем самым спровоцирует травму. Зачастую ребенка отодвигают на второй план, и он остается один на один со своими переживаниями.
Ребенку важно проживать потерю близкого человека или любимого животного, уход близкого человека из семьи (развод). В детском возрасте могут отстутствовать яркие признаки проявления горя, соответственно могут присутствовать признаки скрытого горевания.
В ситуации потери значимого объекта, боль является нормальной реакцией на сложившиеся обстоятельства. Универсального лекарства от боли не существует. Но адекватная помощь в горевании позволяет снизить риск развития эмоциональных и поведенческих расстройств.
Существует условное поэтапное проживание процесса горевания:
Первый этап: характеризуется эмоциональным шоком, оцепенением, нарушена ясность сознания и может возникнуть снижение продуктивности внимания.
Второй этап: проявление гневливых реакций во вне или уход в себя, отказ от взаимодейсвтия с родственниками и друзьями, возможно проявление чувства вины, апатия, грусть, депрессивность, плаксивость, трудности с вниманием, бессонница.
Пятый этап: принятие случившегося и разрешение ситуации, возвращение к привычной жизни.
Задача горевания состоит в умении адаптироваться к новой реальности: принять случившееся, проживать боль, привыкнуть к жизни без значимого объекта.
Дети раннего возраста не способны в полной мере осознать случившееся, но по мере взросления у них формируется целостный образ о смерти.
Осознанное восприятие смерти характеризуется пониманием, что смерть необратима, неизбежна, не обходит никого.
Характеристика проживания горя детьми и подростками:
Как помочь детям справится с горем?
Как помочь подросткам справится с горем?
У детей, столкнувшихся с потерей значимого объекта можно наблюдать ряд определенных реакций:
- боязнь разлуки с близкими людьми, даже на незначительное время;
- регресс в развитии: энурез, энкопрез, мутизм, внезапная потеря ранее приобретенных навыков и т.д.
- замороженность чувств;
- рассеянность.
После потери значимого объекта, необходимо многое принимать во внимание, особенно то, что касается детей.
Допускать ли ребенка к умершему?
Очень часто это позволяет принять факт смерти и осознать необратимость, прощание со значимым объектом и может закрепить ощущение завершенности. Но ребенку необходимо дать возможность выбрать, хочет он этого или нет.
Если ребенок выражает согласие необходимо дать четкую и поэтапную инструкцию о том, что будет происходить, чтобы подготовить его и избежать непонимания или испуга. Стараться, чтобы рядом с ребенком всегда был поддерживающий человек. Дать ребенку возможность учавствовать в происходящем.
Существуют алтернативные варианты прощания: создать памятное место, посетить место, связанное с воспоминаниями о значимом объекте, отразить мысли, чувства и эмоции на бумаге, создать памятное видео.
Переживание предсказывающего горя.
Предстоящая утрата — это, как правило, смерть близкого человека по причине болезни.
У детей переживающих упреждающее горе могут возникать следующие реакции:
- проекция страха смерти на ближайшее окружение;
- проявление повышенной тревожности;
- отреагирование мыслей и страха через игру;
- эмоциональные реакции: отрешенность, раздражительность.
Как помочь?
Осложненное горе
Осложненное горе у детей можно выявить по следующим признакам: регрессия, чрезмерная отдаленность и замкнутость, резкое ухудшение успеваемости в школе, отказ от посещения кружков.
Какие факторы могут способствовать возникновению осложненного горя?
Прежде всего это обстоятельства утраты: внезапная смерть, ссора перед смертью; индивидуальные особенности ребенка, множественные утраты, предшествующие поведенческие и эмоциональные трудности, особенности взаимоотношений ребенка со значимым объектом, степень привязанности, отсутствие поддержки, конфликтная ситуация в семье.
Педагог – психолог отделения СР
Ничик А.Г.