Дата государственной регистрации 25 июля 2002 г.                                                                                                           Мобильная версия

 

 

 

 

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Буденновский 

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А

Поиск по сайту

Режим работы

ОТДЕЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТАЕТ В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ

 

СОЦ СЕТИ

   

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Страничка психолога

ПУТЬ СЛЕЗ...

Тема потери близкого человека – одна из самых сложных для разговоров с детьми. Когда ребенок начинает задавать вопросы о смерти, уход от разговора может вызвать у ребенка чувство отверженности, тем самым спровоцирует травму. Зачастую ребенка отодвигают на второй план, и он остается один на один со своими переживаниями.

Ребенку важно проживать потерю близкого человека или любимого животного, уход близкого человека из семьи (развод). В детском возрасте могут отстутствовать яркие признаки проявления горя, соответственно могут присутствовать признаки скрытого горевания.

В ситуации потери значимого объекта, боль является нормальной реакцией на сложившиеся обстоятельства. Универсального лекарства от боли не существует. Но адекватная помощь в горевании позволяет снизить риск развития эмоциональных и поведенческих расстройств.

Существует условное поэтапное проживание процесса горевания:

Первый этап: характеризуется эмоциональным шоком, оцепенением, нарушена ясность сознания и может возникнуть снижение продуктивности внимания.

Второй этап: проявление гневливых реакций во вне или уход в себя, отказ от взаимодейсвтия с родственниками и друзьями, возможно проявление чувства вины, апатия, грусть, депрессивность, плаксивость, трудности с вниманием, бессонница.

Пятый этап: принятие случившегося и разрешение ситуации, возвращение к привычной жизни.

Задача горевания состоит в умении адаптироваться к новой реальности: принять случившееся, проживать боль, привыкнуть к жизни без значимого объекта.

Дети раннего возраста не способны в полной мере осознать случившееся, но по мере взросления у них формируется целостный образ о смерти.

Осознанное восприятие смерти характеризуется пониманием, что смерть необратима, неизбежна, не обходит никого.

Характеристика проживания горя детьми и подростками:

  • Младенцы (от 0 до 2): могут регрессировать в развитии, скучать по прикосновениям, запаху, голосу, но проявлять это посредством раздражительности, замкнутости, навязчивости.
  • Дети (от 2 до 6): отсутствие осознания, что смерть необратима, вера в то, что умерший человек вернется, возможны психосоматические проявления, выражение чувств через тело, испытывают различные чувства в ответ на разлуку со значимым объектом.
  • Дети (от 7 до 12 лет): в большинстве случаев осознают необратимость и конечность смерти, но могут верить, что умерший жив и находится в другом месте, могут проявлять интерес к случившемуся, может проявляться склонность к агрессивному, импульсивному и рискованному поведению, возможны опасения по поводу собсвтенного будущего, возможно «магическое» мышление.
  • Дети (от 13 до 18 лет): осознают необратимость и конечность, могут размышлять о жизни и смерти, возможно проявление уединения и широкий спектр эмоциональных реакций (гнев, апатия, истерика, плач, ступор).

Как помочь детям справится с горем?

  • Помнить, что дети более гибки и хорошо приспасабливаются к изменившимся условиям;
  • Если ребенок отчужден, необходимо занимать его игровой деятельностью;
  • Поощрять желание общаться;
  • Поддерживать четкий и стабильный распорядок дня;
  • Реагируйте, если ребенок исыптывает потребность в общении, в любви, прикосновениях;
  • Будьте терпеливы, если ребенок проявляет навязчивость;

Как помочь подросткам справится с горем?

  • Быть готовым к трудным вопросам.
  • Необходимо принять любое проявление эмоций и объяснить их причину.
  • Дайте ребенку поддержку, но ограничивайте чрезмерное опекание.
  • Поощрять делиться своими чувствами, мыслями и эмоциями.

У детей, столкнувшихся с потерей значимого объекта можно наблюдать ряд определенных реакций:

- боязнь разлуки с близкими людьми, даже на незначительное время;

- регресс в развитии: энурез, энкопрез, мутизм,  внезапная потеря ранее приобретенных навыков и т.д.

- замороженность чувств;

- рассеянность.

После потери значимого объекта, необходимо многое принимать во внимание, особенно то, что касается детей.

Допускать ли ребенка к умершему?

Очень часто это позволяет принять факт смерти и осознать необратимость, прощание со значимым объектом и может закрепить ощущение завершенности. Но ребенку необходимо дать возможность выбрать, хочет он этого или нет.

Если ребенок выражает согласие необходимо дать четкую и поэтапную инструкцию о том, что будет происходить, чтобы подготовить его и избежать непонимания или испуга. Стараться, чтобы рядом с ребенком всегда был поддерживающий человек. Дать ребенку возможность учавствовать в происходящем.

Существуют алтернативные варианты прощания: создать памятное место, посетить место, связанное с воспоминаниями о значимом объекте, отразить мысли, чувства и эмоции на бумаге, создать памятное видео.

Переживание  предсказывающего горя.

Предстоящая утрата — это, как правило, смерть близкого человека по причине болезни.  

У детей переживающих упреждающее горе могут возникать следующие реакции:

- проекция страха смерти на ближайшее окружение;

- проявление повышенной тревожности;

- отреагирование мыслей и страха через игру;

- эмоциональные реакции: отрешенность, раздражительность.

Как помочь?

  • Способствовать выражению мыслей, чувств и эмоций;
  • Старайтесь проговаривать свои чувства и эмоции в семье.

Осложненное горе

Осложненное горе у детей можно выявить по следующим признакам: регрессия, чрезмерная отдаленность и замкнутость, резкое ухудшение успеваемости в школе, отказ от посещения кружков.

Какие факторы могут способствовать возникновению осложненного горя?

Прежде всего это обстоятельства утраты: внезапная смерть, ссора перед смертью; индивидуальные особенности ребенка, множественные утраты, предшествующие поведенческие и эмоциональные трудности, особенности взаимоотношений ребенка со значимым объектом, степень привязанности, отсутствие поддержки, конфликтная ситуация в семье.

 

 

 

Педагог – психолог отделения СР

Ничик А.Г.

Версия для слабовидящих

 

 

 

Праздники России

Праздники России

Вместе против коррупции

Свободные места

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Буденновский СРЦН «Искра»

 

Мощность отделения социальной реабилитации – 24 койко-мест.

На 16.04.2024 г. общее количество несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании составляет – 27 человека.

Количество свободных мест в отделении социальной реабилитации – 0.