Страничка социального педагога
- Подробности
-
Категория: Страничка социального педагога
-
Опубликовано 30.06.2021 14:09
Когда ребенок входит в подростковый период взросления, родителей чаще всего охватывает состояние даже не тревоги, а ужаса.
«Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках. О тех, кто вступил в переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять всё то, что с ними происходит. Начинается период проверки семейных отношений и родителей, как личностей на подлинность.
Характеристики подросткового периода взросления:
- Подростковое протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
- Начинает обманывать, хитрить (уже немного сопротивляется, но не отваживается заявить открыто)
- Агрессивное поведение (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
- Поступки за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее поступки)
- Позиция «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
- Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на «свою стаю». И следование «нормам стаи!»
- Доверие «своим», а не родителям
- Радость от собственной свободы, человека - вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо!»
- Инстинкт самосохранения снижен (как вариант Я-особенный)
- Максимализм в оценке окружающих (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
- Желание победить свой страх лидера. Моё слово – последнее, а не родителей.
Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.
Ребенок до 11ти лет осваивает до 40 % инструментов к жизни, а подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет назад беззубого правильного, доброго и послушного ребенка, который был до этого «прекрасного возраста».
Выше перечислены - нормальные признаки нормального подросткового взросления.
По варианту: прожил и пошел дальше.
Норма возраста такого «проживания» 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, соперничать и влюбляться. И поэтому задача родителей: помочь «прожить» этот период и не застрять в нем.
К сожалению, реальность такова, что около 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не «проживали». А научить можно только тому, что умеешь сам…
Часто родители не задумываются и не понимают, какого сына (дочь) они хотят получить «на выходе» из семьи.
А «выход» - это отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!
И если каждый родитель поразмышляет на эту тему, он поймет, что хочет в итоге получить Личность.
Но Личность:
- знает чего хочет и чего не хочет
- умеет говорить твердое «Нет!»
- знает и умеет отстаивать свои личные границы
- имеет свое мнение
- не ставит общественное мнение на первое место
- не зависит от оценки окружающих, в.т.ч. родителей
- идет своим личным путем
- понимает что люди не делятся на хороших и плохих
- свою самооценку стабилизирует
- познает себя настоящего
В формировании личности велика роль подросткового периода взросления.
Суть и задачи подросткового взросления:
- вырваться из периода послушания
- отстоять свои индивидуальные потребности
- избавиться от страха ослушаться
- вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
- проживать не Правильную, а свою жизнь
- жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
- наделать своих ошибок, получить свой опыт
- вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».
Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: например, где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.
В худшем варианте: к примеру, депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса». Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.
Рекомендации родителям как помочь «прожить» этап подросткового взросления
- Принимать, а не воспитывать, контролировать.
- Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!» в нужный момент!
- Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
- Быть самим Личностью!
- Дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за «поддержку».
- Помогать познавать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного- удобного.
- Не бояться агрессивного, «колючего» поведения подростка.
- Не бояться оставить последнее слово за подростком.
- Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
- Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
- Изучить его язык, уметь «прикалываться», разговаривать с ним на «одном языке», победить свою тревогу.
- Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
- Взрослеть вприпрыжку за подростком!
Социальный педагог
отделения СДиСПП Л.В. Апанасенко