356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
Важно помнить, что перед тем, как заняться учебой, необходимо удовлетворить базовые потребности ребенка. Если он устал, не выспался, голоден, переживает стресс или адаптируется к новым условиям, сначала нужно помочь ему решить эти проблемы, а только потом приступать к учебе.
1. Сформулируйте цель, которую хочет достичь ребенок. Необходимо помочь ему понять, что важно не просто учиться в «сильной школе» или идти по «ускоренной программе», а развивать навык самостоятельного обучения.
2. Установите регулярность выполнения домашних заданий. Выделите специальное время для их выполнения, например, с 15:00 до 17:00, чтобы это стало привычкой.
3. Покажите ребенку важность его занятий. Предоставьте ему комфортные условия для учебы, не отвлекайте его, организуйте отдельное рабочее место, которое будет ему нравиться. Пусть сам выбирает стол, стул, лампу, сам покупает нужные ему тетради, ручки, пеналы.
4. Придумайте ритуал, который будет помогать ребенку переключиться на выполнение домашнего задания. Это может быть простая фраза вроде «ну, вперёд, мой чемпион», попрыгать и выпить стакан воды, обняться с мамой или зажечь любимую ароматную свечу. Главное, чтобы это действие повторялось перед началом каждой домашки.
5. Избегайте использования слова "мы". Не говорите фразы вроде «мы пошли в школу», «мы делаем уроки». Пока вы будете считать себя его помощником, ребенку будет трудно развить самостоятельность.
6. Не старайтесь научить ребенка самостоятельности напрямую. Вместо этого предоставьте ему возможность самому находить решения. Ваше постоянное контролирующее вмешательство только затруднит развитие его самоконтроля. Не предлагайте помощь, если ребенок ее не просит.
7. Помогите ребенку найти мотивацию. Это можно сделать через интерес к учебе, превращая ее в игру, челленджи или делая занятия увлекательными. Разделите объемное домашнее задание на маленькие части и позвольте ребенку ставить яркие плюсики возле каждой выполненной задачи. Объясните ему, для чего нужны эти мелкие задания. Поощряйте его эмоциями и впечатлениями, а не деньгами.
8. Уделите ребенку минимум 30 минут в день для индивидуального внимания. Если ребенку хватает вашего положительного внимания в остальное время, ему не придется добиваться его через проблемы в учебе.
9. Грамотно организуйте учебный процесс. Напомните о времени, разделите большое количество заданий на маленькие блоки и затем самоустранитесь, давая ребенку возможность действовать самостоятельно. Поддержите его, сказав, что верите в его способности.
10. Если ребенок все же просит помощи, не решайте задачи за него, а помогите найти ответы на вопросы через наводящие вопросы. Например, спросите, что он думает по этому поводу, что учитель говорил на эту тему или попробуйте разные подходы вместе. Если ребенок действительно не знает или не понимает чего-то, обратитесь к учителю, сформулировав свою просьбу уважительно и с пониманием за его опыт.
Помните, что роль мамы и роль учителя — разные. Не совмещайте их функции, иначе у ребенка не останется мамы, если вы будете контролировать его учебу.
Социальный педагог
ГКУСО «Буденновский СРЦН «Искра» Кузнецова Н. Н.