356822, Ставропольский край, Буденновский р-н, Искра п, Молодежная ул, 1-А
Многие дети уверены, что жизнь по правилам — «Надо/Не надо», безрадостна и скучна. Гораздо интереснее другая — «Не хочу, и не буду»! Как помочь детям разобраться с требованиями и желаниями и научить балансировать между своими «Хочу» и обязанностями?
Дети обычно видят только настоящий момент, не задумываясь о будущем. Умение планировать и руководствоваться «Надо» – это навык, которым им часто не хватает.
В некоторых семьях ребенок привыкает к тому, что его «хочу – не хочу» — нечто важное. Не хочешь собирать игрушки — скажи об этом маме с папой, и тогда дело это уже не твое — они сами соберут. А как быть ребенку во взрослой жизни? Кому говорить, что не хочется убирать за собой, не хочется идти на работу? Кто «поддержит эту игру»?
Следует понимать, что воля «хочух» занижена. Трудности толкают их в депрессию, они быстрее устают, не могут вставать по утрам, потому что сложно заставить себя что-то делать. Они быстрее деградируют, потому что для развития «Надо» многое приходится делать через «Не хочу».
Чтобы, повзрослев, ребенок не чувствовал себя утопающим в «океане» житейских проблем и сложностей, с малых лет приучайте его к слову «Надо», к пониманию необходимости выполнения обязанностей, к тому, что иногда надо делать усилия над собой, «Укрощая свои желания».
Обсуждайте с ребенком последствия его отказов и укажите на важность выполнения определенных задач. Осознание того, что сегодняшние действия могут повлиять на будущее, поможет вашему ребенку развить ответственность и самоконтроль.
Вот и попрыгунья Стрекоза не готовилась к зиме, потому что не хотела, и страдает теперь от голода и холода. Так и во взрослой жизни: можно и сегодня, и завтра не оплачивать счета за свет, раз не хочется. Долг будет расти, и есть риск остаться без света, а потом и вовсе съехать с квартиры. Вот такое будет завтра, если не делать то, что «надо» сегодня.
Помогайте ребенку переосмыслить свои «Не хочу» в «Надо». Объясняйте, как изменение отношения к задаче может принести удовлетворение и результат. Мотивируйте ребенка добиваться целей и радоваться своим достижениям.
Убеждайте ребенка, что некоторые его желания – не делать уроки, не убираться в комнате, не получать образование — приведут его в тупик.
Социальный педагог
ГКУСО «Буденновский СРЦН «Искра» Л.В.Апанасенко